ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Вместе мы - сила!

Охрана труда

Правовые основы профсоюзной деятельности определяются Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, и другими нормативными правовыми актами. В Трудовом Кодексе РФ (ст. 212) указано, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ). Эти законы устанавливают право профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников.
Эти важные правовые нормы, как правило, отражены в уставах профсоюзов и положениях о первичных профсоюзных организациях. Тем самым предотвращены конфликты в части правомочности профсоюзов представлять и защищать интересы работников независимо от их членства в профсоюзах.
Закон о коллективных договорах и соглашениях предоставляет право на ведение коллективных переговоров и иным уполномоченным работниками представительным органам, при этом профсоюзы имеют право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров. Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров или соглашений.
Статья 14 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает профсоюзам право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Они могут участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, с изменением условий труда, невыполнением обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного трудового спора профсоюзы могут выступать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их работодателю, участвовать в рассмотрении требований.
Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.

ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА:
  • объединение граждан в профессиональные союзы;
  • содействие со стороны государственных органов организаций в деятельности профсоюзов;
  • представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам;
  • ведение коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного договора от имени всех работников.
  • право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров;
  • контролировать выполнение требований коллективных договоров и соглашений;
  • участие в урегулировании трудовых споров;
  • осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
  • создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций;
  • осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в области охраны труда;
  • принимать участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии;
  • посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на предприятии, в учреждении, организации, где работают члены этого профсоюза;
  •  получать всю необходимую информацию, касающуюся охраны и условий труда;
  • обсуждение полученной информации с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), проводить самостоятельное расследование; - требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обращаться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер;
  • требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

Законодательство наделяет профессиональные союзы правом осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Статья 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции труда по охране труда, действующие на основании положений, утвержденных профсоюзами. Для решения этих задач профсоюзы могут создавать технические инспекции труда. Как правило, техническая инспекция труда состоит из технических (главных технических) инспекторов труда федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов.

Техническая инспекция труда профсоюзов:
  • независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны труда на производстве и экологической безопасности;
  • взаимодействует в своей работе с профсоюзным и другим общественным активом, включая союзы специалистов по охране труда, организации ученых, общественных уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда, оказывает помощь профсоюзным комитетам и профсоюзному активу по охране труда;
  • осуществляет деятельность в контакте с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда, правоохранительными и другими специально уполномоченными органами.
Техническая инспекция труда принимает участие в:
  • разработке предложений в раздел "Охрана труда и экологическая безопасность" трехстороннего соглашения между объединениями профсоюзов, объединениями промышленников и предпринимателей и администрациями субъектов РФ и осуществлении контроля за их выполнением;
  • разработке предложений по вопросам охраны труда и экологической безопасности в соглашениях на отраслевом, областном (краевом) и федеральном уровнях;
  • разработке, совместно с профобъединениями, и согласовании нормативных актов по охране труда и экологи;
  • разработке основных принципов и направлений политики в области охраны труда и экологии, определении мер по их реализации;
  • внесении предложений по совершенствованию системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и экологической безопасностью на отраслевом и региональном уровнях;
  • проведении совместно с профсоюзным активом, органами исполнительной власти, Государственной инспекцией труда согласованных действий по реализации основных принципов и направлений государственной политики в области охраны труда и окружающей среды, планов и программ улучшения условий труда;
  • информировании отраслевых профсоюзных объединений о новых законодательных и нормативных актах по охране труда и окружающей среды и изменениях к ним; информировании профсоюзных органов о законодательных и нормативных актах по охране труда и окружающей среды, принимаемых на местном и федеральном уровнях;
  • осуществлении связи с органами средств массовой информации в целях пропаганды передового опыта в области охраны труда и экологии и информирования населения о состоянии условий и охраны труда и окружающей среды;
  • осуществлении методического руководства и координации деятельности технических инспекций (технических инспекторов) отраслевых профобъединений;
  • организации обучения и повышения квалификации технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов;
  • оказании методической и консультационной помощи профсоюзным комитетам предприятий, их комиссиям, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда по вопросам охраны труда и экологии, в том числе при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений;
  • проведении, совместно с профсоюзным активом, контроля правильности расходования средств, выделяемых на охрану труда и окружающей среды по коллективным договорам и соглашениям, а также средств общественных фондов по охране труда;
  • контроле правильности и обоснованности предоставления льгот и компенсаций за работу при воздействии вредных и опасных производственных факторов и их соответствия действующему законодательству;
  • представлении интересов работников по исковым заявлениям в суде в защиту прав работников на охрану труда и окружающей среды.